Конституционный Суд РФ в своем Постановлении  от 6 октября 2017 г. № 23-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 115 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Р.К. Костяшкина" разъяснил следующее:

СК РФ предусматривает ответственность за несвоевременную уплату алиментов.

Так, при образовании задолженности по вине того, кто обязан уплачивать алименты по решению суда, он обязан внести неустойку их получателю. Размер - одна вторая процента от этой суммы за каждый день просрочки.

Согласно позиции КС РФ, при взыскании такой неустойки суд вправе уменьшить ее величину по правилам ГК РФ о ее снижении ввиду несоразмерности последствиям нарушения обязательства.

КС РФ пришел к выводу о том, что приведенные оспариваемые нормы СК РФ и ГК РФ в их взаимосвязи конституционны, т. к. по своему смыслу они не препятствуют упомянутому снижению судом неустойки.

Такое возможно при наличии заслуживающих внимания обстоятельств (в частности, связанных с оценкой реальных доходов алиментнообязанного лица в период образования задолженности и с учетом его обязанности содержать самого себя и других членов своей семьи, находящихся на его иждивении).

Как пояснил КС РФ, иное понимание данных положений приводило бы к отступлению от требования, согласно которому осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и интересы других членов семьи и иных граждан. Кроме того, это привело бы к снижению гарантий госзащиты семьи, материнства, отцовства и детства, а также противоречило бы общепризнанным принципам и нормам международного права