ОБОБЩЕНИЕ судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.5 и ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ, рассмотренных мировым судьей Кваркенского района за 2023 год

22.12.2023 года с. Кваркено

Согласно плану работы на второе полугодие 2023 года судебного участка в административно-территориальных границах всего Кваркенского района Оренбургской области проведено обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.5 и ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ.

Всего за период с 01.01.2023 по 22.12.2023 года мировым судьей судебного участка в административно-территориальных границах всего Кваркенского района Оренбургской области рассмотрено 44 дела данной категории (по ст. 15.5 – 32 дела, по ч. 1 ст. 15.6-12 дел), к административной ответственности привлечено 44 лица, из них: 44 - должностные.

Из числа лиц, подвергнутых наказанию по ч.1 ст.15.6, ст. 15.5 КоАП РФ назначено наказание в виде предупреждения –23 лицам, административного штрафа – 21 лицам; штрафы наложены на сумму 6800 рублей.

Для устранения недостатков в орган составивший протокол дела об административном правонарушении данной категории не возвращались.

В апелляционном порядке дела данной категории не обжаловались.

В сроки, свыше установленных ст. 29.6 КоАП РФ, дела данной категории не рассматривались.

Постановления по делам данной категории объявлялись немедленно по окончании рассмотрения дела.

По всем административным делам копии постановлений, в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ, вручались под расписку лицам, привлекаемым к административной ответственности, либо высылались по почте заказным письмом с уведомлением в трехдневный срок. Постановления также направлялись в орган, составивший протокол в тот же срок.

Часть 1 статьи 15.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

Объектом административного правонарушения по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ является общественные отношения в сфере организации налогового контроля.

Налоговый контроль производится должностными лицами налоговых органов в пределах установленной компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Объективная сторона правонарушения по данной статье характеризуется неисполнением в срок либо неполным или ненадлежащим исполнением обязанностей по представлению в налоговые органы документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. В п. 3 ст. 93 НК РФ указано, что истребованные документы должны быть предоставлены в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (см. также п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Кроме этого, налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели, согласно п. 2 ст. 23 НК РФ, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

- обо всех случаях участия в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

- обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

- в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

- в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

- обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

- в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

- в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения).

Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 НК РФ, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Непредставление названных документов и (или) сведений образует объективную сторону состава правонарушения по ч. 1 ст.15.6 КоАП РФ.

Объективную сторону правонарушения образуют случаи непредставления, несвоевременного, неполного представления либо представления искаженных сведений (документов и информации) не только налогоплательщиками, но и иными участниками налоговых правоотношений, за исключением указанных в ч. 2 ст.15.6 КоАП РФ, но только в случаях, когда обязанность по представлению этими субъектами сведений в налоговые органы и порядок их предоставления прямо предусмотрены в НК РФ.

Субъектами правонарушения по ч. 1 ст.15.6 КоАП РФ являются граждане и должностные лица (главный бухгалтер (бухгалтер) организации, а при их отсутствии в штате - руководитель, если обязанность по представлению сведений в налоговые органы не возложена на иных работников, которым поручены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации (финансового директора, налогового менеджера, налогового контролера и т.п.)).

Субъективная сторона данного правонарушения может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью. Отказ представить (направить) сведения подразумевает наличие вины в форме умысла. Непредставление сведений в установленный срок, а равно представление сведений в неполном объеме или искаженном виде подразумевает наличие вины как в форме умысла, так и неосторожности.

Статья 15.5 КоАП РФ нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам)

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Согласно ст. 23 НК налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 80 НК налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Пунктом 1 ст. 229 НК предусмотрено представление налоговой декларации следующими налогоплательщиками налога на доходы физических лиц:

- физическими лицами, зарегистрированными в установленном действующем законодательством порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

- частными нотариусами и другими лицами, занимающимися частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности;

- физическими лицами - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;

- физическими лицами - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;

- физическими лицами - налоговыми резидентами РФ, получающими доходы от источников, находящихся за пределами РФ, - исходя из сумм таких доходов;

- физическими лицами, получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов;

- физическими лицами, получающими выигрыш, выплачиваемый организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), - исходя из сумм таких выигрышей.

Налоговая декларация представляется указанными налогоплательщиками не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии со ст. 216 НК налоговым периодом признается календарный год.

Согласно п. 2 ст. 229 НК лица, на которых возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.

Статус налогоплательщиков налога на доходы физических лиц определен ст. 207 НК.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов, таможенных органов.

Выводы: дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.5 и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ на судебном участке в административно-территориальных границах всего Кваркенского района Оренбургской области за период с 01.01.2023 по 22.12.2023 рассмотрены в установленные законом сроки. Частные представления по делам указанной категории не выносились. Таким образом, обобщение судебной практики показало, что мировой судья руководствуясь нормами административного права, законно и своевременно принимает решения по ст. 15.5 и ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ

Мировой судья Р.Ф. Кучербаев

Исп. Е.Ф. Флягина